Примерный тематический план туристско-краеведческой работы в начальной школе

I. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности учащихся

1. Значение туристско-краеведческой деятельности для развития лич¬ности учащегося:
- что интересное можно увидеть на экскурсии в природу (по парку);
- что интересное можно увидеть на экскурсии по своему микрорайону (ближайшему окружению школы);
- планы нашей туристско-краеведческой деятельности;

2. Законы, правила и традиции юных туристов-краеведов.

3. Организация туристско-краеведческой работы:
- подготовка экс¬курсии по микрорайону или в природу;
- обязанности знатоков-краеведов;
- обязанности знатоков-туристов;
- проведение экскур¬сии;
- подведение итогов экскурсии.

4. Безопасность на прогулке и экскурсии:
- выполнение указаний взрослых и дисциплина - основа безопасности на прогулке и экс¬курсии;
- знание главных правил уличного движения, их вы¬полнение (правила для пешехода);
- осторожность и вниматель¬ность на прогулке и экскурсии.

II. Туристско-краеведческие навыки и умения

1. Краеведческие навыки и умения:
- учимся наблюдать окружающий мир;
- учимся зарисовывать то, что увидели;
- учимся рассказы¬вать о том, что увидели и узнали;
- учимся соблюдать чистоту на природе, беречь природу.

2. Туристские навыки и умения:
- как правильно одеться па прогулку, экскурсию;
- как правильно собрать и носить походную сумку, рюкзачок;
- как правильно расположиться на привале;
- как пра¬вильно ходить на прогулки и экскурсии.

Примерный тематический план туристско-краеведческой работы в IV - VI классах

I. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности

1. Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности учащегося:
- расширение кругозора учащегося в походах и пу¬тешествиях; воспитание высоких нравственных качеств;
- физи¬ческое развитие и укрепление здоровья.

2. Законы, правила и традиции юных туристов-краеведов:

- юный турист знает, любит и бережет свой родной край;
- юный турист - хоро¬ший товарищ, он всегда готов прийти на помощь товарищу в школе, в походной обстановке, заботится об укреплении своего классного туристского коллектива;
- юный турист любит искусство и литературу, старается правильно вести себя в коллективе, жить по зако¬нам красоты;
- юный турист активно участвует во всех делах сво¬ею коллектива, ведет шефскую работу с младшими школьниками, помогает старшим;
- юный турист соблюдает режим дня, регуляр¬но занимается физической культурой, соблюдает гигиену и санита¬рию, выполняет нормы спортивных разрядов, нормы на значок «Ту¬рист России»;
- юный турист регулярно занимается туристско-краеведческой работой, исследует свой родной край, помогает в ра¬боте туристско-краеведческого кружка, участвует в движении «Отечество».

3. Организация туристско-краеведческой работы (три части туристско-краеведческого цикла многодневного похода по родному краю):
- первая часть - подготовка многодневного похода по родному краю; обязанности по туристским должностям, обязанности по краеведче¬ским должностям;
- вторая часть - проведение многодневного похода по родному краю, тренировочных походов;
- третья часть - под¬ведение итогов туристского мероприятия;
- безопасность турист¬ских многодневных походов: самодисциплина и самоорганизация туристской группы, страховка и самостраховка в туристском путе¬шествии;
-внимательное отношение ко всем членам коллектива.

II. Туристско-краеведческие навыки, знания и умения

1. Туристские знания, навыки и умения:
- снаряжение для туристского многодневного похода;
- питание в туристском многодневном по¬ходе по родному краю;
- техника преодоления естественных пре¬пятствий;
- ориентирование на местности и топография;
- прива¬лы и ночлеги в многодневном походе по родному краю;
- первая доврачебная медицинская помощь в походе;

Примерный тематический план туристско-краеведческой работы в VII - IX классах

I. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности

1. Значение туристско-краеведческой деятельности для развития лич¬ности учащегося:
- нравственная закалка юного туриста в походах и экспедициях;
- развитие творческих способностей учащихся в поисково-исследовательской деятельности;
- гармоническое физи¬ческое развитие;
- всестороннее развитие личности учащегося в туристско-краеведческой деятельности.

2. Законы, правила и традиции юных туристов-краеведов.

3. Организация туристско-краеведческой работы (три части туристско-краеведческой экспедиции по Родине:
- первая часть - подготов¬ка туристско-краеведческой экспедиции по стране, обязанности но туристским должностям, обязанности по основным краеведческим должностям;
- вторая часть - проведение туристско-краеведче¬ских экспедиций;
- третья часть - подведение итогов туристско-краеведческого мероприятия;
- круглогодичная цикловая туристско-краеведческая деятельность кружка, секции, клуба: 3-4 ежегодные экспедиции и 10-12 тренировочных походов;
- структура органи¬зации туристско-краеведческой работы в общеобразовательной школе, планирование.

4. Подготовка инструктора к учебно-воспитательной работе с учащимися:
- основные принципы педагогики и их использование в учебно-воспитательном процессе;
- содержание, формы и методы туристско-краеведческой работы с учащимися;
- виды туризма;
- руководящие документы по туристско-краеведческой работе с учащимися;
- обзор литературы по туризму и краеведению (научной, методической, популярной);
- практика младшего инструктора в туристско-краеведческом кружке;
- права и обязанности младшего инструктора туризма.

II. Туристско-краеведческая техника(знания, навыки и умения)

1. Туристские знания, умения, навыки:
- снаряжение личное, групповое, специальное, ремонт, хранение снаряжения, изготовление тури¬стских самоделок;
- питание в туристском путешествии;
- тактика в пешеходном путешествии;
- преодоление естественных и искусственных препятствий в пешеходном путешествии;
- характерные заболевания и травмы в туристском пешем путешествии, их профилактика и лечение;
- топография и ориентирование на местности в пешем туристском путешествии.