Влияние туристской деятельности школьников на учебный процесс

В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на общеобразовательных уроках. Хронический дефицит двигательной активности подростков, сложная экологическая обстановка тормозят их нормальное физическое развитие, угрожают здоровью. За время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается в 5 раз. За последние годы более чем в 2 раза увеличилось число хронически больных детей и количество детей "группы риска". По данным комитета Госдумы по охране здоровья, у 70% российских школьников наблюдаются патологии различных органов либо заболевания, причем у 21% учащихся болезни хронические.

Анализ документальных материалов в ряде школ Калининского и Выборгского районов СПб, проведенный в 2010году, дал следующие результаты: 36% школьников по состоянию здоровья относятся к основной группе, 53% - к подготовительной, 11% - к специальной. Следует так же отметить, что современные школьники стали меньше общаться между собой, что обусловлено рядом причин.
Во - первых, дети считают, что намного интереснее играть в компьютерные игры, чем в заниматься различными видами спорта или активным отдыхом, даже на переменах большинство школьников самостоятельно играют «в телефон», вместо подвижных игр.
Во- вторых, в связи с уплотнительной застройкой уменьшилось число спортивных площадок для общего доступа, а секции платные и не каждый родитель может позволить своему ребёнку их посещать, а так же большинство из них находится далеко от дома.
В – третьих, выполнение домашних заданий занимает много времени, которого не остается на активный отдых, что способствует возникновению гиподинамии и гипокинезии. Результатом дефицита общения является сложность адаптации школьника в группе сверстников.

В последние годы, согласно данным различных источников, наблюдается отсутствие сплоченности коллектива класса, которое проявляется в отсутствие его единства, наличии лишь отдельных группировок по симпатиям, общим интересам, и т.д. В последствии, если этому не уделяется внимание со стороны педагогического коллектива учащиеся могут стать не организованными и почти неуправляемы, у детей не будет лидеров среди них самих, а так же среди взрослых – учителей.

При возникновении данных процессов можно отметить нарушение психического здоровья школьников, процесс дезадаптации, возникновение вредных привычек, результатом чего становится ухудшение учебной успешности школьников. Большинство педагогов привыкли оценивать туризм лишь как средство познания своего края или более далеких стран. Но у туризма есть и другие стороны, в данной работе будут рассмотрены воспитательная и оздоровительная. Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые практически всегда, постоянно находятся в городе.

Значительную часть времени они проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков такие прогулки вряд ли можно считать однозначно полезными. А потому любой выезд за город является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний.

Туристские походы учащихся, туристские соревнования, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением.

Хорошо известно мнение великого русского педагога К.Д. Ушинского, который писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющихся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

Это можно отнести как к духовной, так и физической оздоровительной сущности туризма. Медики и педагоги отмечают, что здоровье современных школьников в динамике от первого до одиннадцатого класса в большинстве случаев оказывается динамикой нездоровья. Одной из причин является то, что содержание учебных программ усложняются, а методика их преподавания остается без изменения. Отсюда появление у школьников таких заболеваний, как сколиозы, гипокинезия, гиподинамия и вызванное ею ожирение. Характерны для школьников больших городов заболевания органов зрения, аллергия, расстройства нервной системы по типу неврозов. В исследованиях А.Г.Нагорного, который изучал подростков старшего возраста, и А.М.Майорова, изучавшего младший подростковый возраст, содержатся данные об улучшении здоровья учащихся, занимающихся туризмом.

Оба автора констатировали улучшение самочувствия ребят, увеличение объема груди, уменьшение частоты дыхания и увеличения становой силы. А.М. Майоров так же поставил цель доказать снижение при занятиях туризмом «вреда для здоровья и физического развития школьников, порождаемого учебной перегрузкой». Полученные им данные подтвердили положительное воздействие туризма на детей младшего школьного возраста. Туристская деятельность не только оздоравливает, но и совершенствует школьника физически, вырабатывая у него такие важные качества, как выносливость, быстрота, сила, ловкость. Спортивный туризм включен в Единую спортивную классификацию, что свидетельствует о признании его важности в системе физического воспитания.

Современная система спортивного туризма позволяет планомерно совершенствовать физические качества и морально-волевую закалку подростков и юношей. Известно, что туризм - одно из самых эффективных способов воспитания детей. Он приучает их к самостоятельности, заботе о других, формирует основы здорового образа жизни, дает многие необходимые навыки. Но в настоящее время средства туризма не в полной мере используются в общеобразовательных школах, что согласно опросу педагогов обусловлено рядом причин, главными из которых являются: возможность получения школьниками травмы, неумение организовывать туристские мероприятия, отсутствие всесторонней поддержки со стороны дирекции школы, а так же отсутствие специальной подготовки детей.

Но несмотря на это туристские мероприятия, в частности походы выходного дня одобряются родителями (из 100 респондентов 87% положительно относятся к данным мероприятиям, а 61% согласны оказать посильную помощь в их организации), а опрос школьников выявил, что 93% учащихся положительно относятся к участию в походах. Нами было проведено исследование в 2010- 2011 учебном году с целью определения влияния туристской деятельности на всестороннее развитие личности школьника и её взаимодействие с коллективом класса.
В качестве экспериментальной группы были выбраны 10 учащихся 4 а класса, контрольную группу составили 10 учащихся 4 в класса ГОУ лицея 488 Выборгского района СПб. Группы были отобраны с учетом примерно одинаковых показателей по усвоению учебной программы, по уровню групповой сплоченности коллектива класса и по уровню развития физических качеств.
Методы исследования:
-Теоретический анализ и обобщение литературных данных;
-Педагогическое наблюдение;
-Опрос специалистов Анкетирование;
-Метод математико-статистической обработки материала.

В ходе эксперимента экспериментальная группа, после предварительного инструктажа по ТБ, многократно участвовала в однодневных походах выходного дня, организованных с помощью привлечения родителей. У детей появилась возможность общения, познания, соревнования, труда, которой они активно пользовались.
До и после эксперимента в обоих классах был проведён тест для определения групповой сплоченности коллектива, а так же в группах проводились тесты для оценки физических качеств школьников и их успеваемости. Исследование дало следующие результаты: - школьники из экспериментальной группы стали более общительными, доброжелательно относятся к одноклассникам, по возможности помогают им, в классе сформировался комфортный микроклимат, в то время как показатели контрольной группы остались на исходном уровне.

На наш взгляд это связано с тем, что дисциплинированное поведение школьника в походе – это не слепое послушание, а сознательное и активное стремление каждого к выполнению своего долга перед коллективом. На этой основе возникают товарищеское сотрудничество, отношения взаимопомощи, умение и желание подчиняться, руководить, осуществлять контроль. Укрепляют эти отношения единые цели и задачи туристского коллектива, их высокая общественная значимость. Если в школе общественная деятельность в основном формирует у учащегося нравственные представления, понятия, убеждения, то туристская деятельность служит основой для закрепления их в поступках, поведении, у школьников из экспериментальной группы возрос интерес к процессу обучения, они стали более внимательными, дисциплинированными, активными, инициативными, быстрее справляются с учебными заданиями, что благоприятно сказывается на усвоении учебного материала, оценка физических качеств школьников показала, что в экспериментальной группе наблюдается их прирост, так же следует отметить то, что на уроке физической культуры они стали быстрее и с меньшим трудом осваивать новые упражнения, появилась уверенность в себе во время выполнения учебных заданий.
А в контрольной группе показатели физических качеств остались на исходном уровне, что, возможно, связано с их малой физической активностьювне школы.

Можно сделать вывод, что туристская деятельность благоприятно влияет на гармоничное развитие личности школьника. Что в свою очередь способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. На основе данного исследования можно дать практические рекомендации учителям общеобразовательной школы: Активно использовать средства туризма во внеклассной работе со школьниками, начиная с младших классов. Это не означает, что детей сразу следует брать в многодневные походы. Для первых занятий подходит и пришкольная площадка, с последующим отдалением до ближайших парков. Изучение поведения школьника в походе позволит выбрать оптимальные средства педагогического воздействия на ребенка, сделать процесс воспитания управляемым, включить в него весь коллектив. Задействовать педагогов групп продленного дня, а так же учителей по различным предметам (физкультура, ОБЖ) для организации и проведения мероприятий.Задействовать родителей для организации и проведения мероприятий.

После проведения каждого мероприятия следует оформить отчет. Школьники всегда с удовольствием готовятся к отчету, оформляя, например, стенгазету с фотографиями и комментариями, которые характеризуют мероприятие как веселое и интересное. Так же мероприятие необходимо обсудить в классе для пропаганды здорового образа жизни школьников.