Роль туризма в экологическом воспитании школьников

Предмет экологического воспитания и его задачи

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на протяжении жизни человека, но их основы, бесспорно, закладываются еще в школьные годы.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Теоретическая база нравственно-экологического воспитания основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и нравственно воспитанную личность.

Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе, например, в турпоходе.

Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
1. образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
2. воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
3. развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из нравственных ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и ценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Именно туризм способствует детям проявить себя в таких ситуациях. Например, в последнее время стали организовывать туры для школьников в местах дикой природы, где у детей появляется возможность самостоятельно справляться с такими ситуациями. Организуются различные мероприятия, эстафеты, в которых предусматриваются этапы разных сложностей. Проходят такие этапы как самостоятельно одним участником, так и командой. В команде дети начинают чувствовать ответственность за других, начинают самостоятельно продумывать ситуацию и пути ее решению, а также благодаря таким мероприятиям у них появляется командный дух и крепнет сила воли.

Нельзя не затронуть еще один аспект. Экологические знания, непосредственно связанные с конкретным путешествием, приносят не только прямую утилитарную пользу его участникам и организаторам. Они имеют и воспитательное - общекультурное - значение. Живое соприкосновение с красотой природы, ее стихиями, понимание опасностей, грозящих человеку и от человека исходящих, опыт участия в природоохранных делах (об этом будет более подробно рассказано ниже), опыт "врачевания" природы - все это формирует отношения сотрудничества, а не "покорения" природы, которую в действительности покорить нельзя.

Ведь человек, мнящий себя всемогущим, на самом деле, продолжая неограниченно пользоваться природными ресурсами и одновременно разрушать и загрязнять среду своего обитания, может просто исчезнуть как биологический вид. Жизнь же в том или ином виде уцелеет и без человека. Даже если он разрушит озоновый экран, многие формы жизни сохранятся в водоемах.

Поэтому при проведении туров, организаторы должны иметь целью приобщить школьников к природе, должны научить их любить и беречь природу, доказать необходимость единения с природой и научить их способности самореализоваться в условиях дикой природы.

Общекультурную функцию выполняют и географические знания. Гуманитарная роль опыта путешествий состоит в том, что экотурист, постигая разнообразие ландшафтов Земли, одновременно учится понимать единство процессов, связывающих континенты и океаны, леса и реки, горы и равнины, поля и луга. Проще говоря, это означает - навредишь природе в одном месте, отклик получишь в другом.

Негативные аспекты влияния массового туризма на окружающую среду и туристские ресурсы были отмечены еще в 70-х годах в зарубежных и отечественных исследованиях. Сегодня антропогенный прессинг и его тормозящее развитие влияния наблюдается практически во всех секторах туриндустрии и видах туризма, в подавляющем большинстве туристских районов. Например, уже в 1973-1983 гг. в Польше по этой причине протяженность туристских водных маршрутов по рекам и озерам сократилась на 40%, а морских - на 70%. Площадь поврежденных лесов возросла на 60%. С 1976 г. в США в каньоне Балингер в результате движения автотранспорта, обслуживающего туристов, средний темп смыва почвы и грунта в 86 раз превышал предельно допустимый.

По мере роста глобализации мирового хозяйства росли и негативные изменения в географической оболочке Земли, в частности:
- климатические изменения;
- деградация почв и земель;
- разрушение экосистем и уменьшение биоразнообразия;
- увеличение загрязнения воды, почвы и воздуха;
- природные бедствия, вызванные деятельностью человека;
- неконтролируемый прирост населения и усиление неравенства в социально-экономическом развитии;
- продовольственная безопасность и нарастание угроз здоровью населения;
- ограниченность запасов энергии и других видов природных ресурсов.
Учитывая глобальный характер этих проблем, решить их на региональном или национальном уровне невозможно.

Поэтому экологическое воспитание должно начинаться в школе. Но на этом нельзя останавливаться. Человек должен учиться любить и беречь природу на протяжении всей жизни и тем более не забывать об этом при посещении экологически значимых природных мест Планеты.

Туризм значительно помогает в экологическом воспитании детей. Ведь, как правило, теоретические знания о природе, экологии и географии дети получают в школе, но эти знания необходимо развивать на практике для того, чтобы в дальнейшем при возникновении различных ситуаций они могли использовать свои знания. И как раз этому помогает туризм. При проведении туров организаторы разрабатывают для детей специальные мероприятия, способствующие в конкретной ситуации реализовать свои теоретические знания. Здесь можно выделить полезность туризма при проведении таких мероприятий. Туризм позволяет организовать такие мероприятия и помочь детям воспользоваться своими знаниями на практике.