Организация и проведение туристских походов
КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ

При классификации туристских походов их относят к тому или иному виду туризма,
к той или иной категории сложности. Это основной принцип. Правилами проведения туристских спортивных походов и разрядными требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) установлено, что спортивные походы проводятся по следующим видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, мотоциклетному, автомобильному и спелео.

В порядке возрастающей протяженности, продолжительности и технической сложности
они подразделяются на походы I, II, III, IV, V и VI категорий сложности. В зависимости от категории похода, необходимо подобрать правильное туристическое снаряжение.

Принадлежность похода определенному виду туризма большей частью очевидна.
Различие применяемых средств и способов передвижения не вызывает сомнений. Среди всех видов в какой-то мере условно выделен горный туризм. Он действительно может считаться разновидностью пешеходного туризма, но с большим основанием его следует считать разновидностью альпинизма. И тем не менее самостоятельное выделение его обосновано и не вызывает сомнений в необходимости этого.

Природные условия высокогорных районов и специфика препятствий ставят перед горными туристами много не присущих другим видам туризма задач. Здесь и большой арсенал специального снаряжения, и свои технические приемы и тактика, и вопросы высотной акклиматизации.

Отнесение похода к той или иной категории сложности - задача более трудная и не всегда бесспорно решаемая. Принятая много лет назад и действующая сейчас классификация имеет много условностей и базируется в основном на субъективных экспертных оценках. Принимались и принимаются меры, чтобы классифицирование маршрутов было более объективным. Для этого тщательно изучаются материалы отчетов о походах, определяющие сложность маршрута участки оцениваются после повторного или многократного прохождения.

Предпринимались попытки разработать системы оценок преодолеваемых препятствий в очках или баллах. Но к каким-либо приемлемым результатам они не привели. Помимо чрезвычайной сложности и цифровой громоздкости и опасности, что сбор такой информации может стать основной задачей похода, балльная система просто не в состоянии установить объективные «цены» на бесчисленное множество различных препятствий, не говоря уже о таких понятиях, как особенности районов, автономность, погодные условия, объективная опасность и др. Какому, например, препятствию отдать предпочтение в баллах: переправе через горную реку или перевалу, движению на лыжах по глубокому снегу в тайге или по насту в тундре, одному и тому же порогу на реке при большом или малом уровне и расходе воды?

Принятая методика отнесения маршрута к определенной категории сложности путем сравнения его с эталонными маршрутами, установленными для данного района и вида туризма, оправдала себя и продолжает оставаться единственно приемлемой.

Основным фактором, влияющим на обеспечение безопасности, является уровень практического туристского опыта, приобретенного в предыдущих походах. Требования к этому опыту определены Правилами проведения туристских спортивных походов (в дальнейшем - Правилами). Но этот уровень не может быть проверен без подробно разработанной классификации маршрутов. Разрядные требования по туризму устанавливают для каждой категории сложности похода и видов туризма только минимальные протяженность в километрах и продолжительность в днях.

Походы, имеющие протяженность и продолжительность меньшие по сравнению с установленными для походов I категории сложности, являются некатегорийными. Наиболее распространенный их вид - походы выходного дня. Некатегорийные походы могут включать элементы (участки) походов любой, вплоть до VI категории сложности. Наибольшее распространение они получили в водном туризме, реже в горном. Опыт, приобретенный в таких походах, учитывается при решении вопроса о допуске к будущим походам, а к зачету на разряд они, естественно, не принимаются.

В списках отсутствуют нормативы походов VI категории сложности. Такие походы не требуются для выполнения спортивных разрядов и звания «Мастер спорта СССР» по туризму. По сравнению с «пятерками», они содержат участки повышенной технической сложности. Выделение их в самостоятельную категорию продиктовано все теми же вопросами безопасности. В основном эти походы совершаются в горном и водном видах туризма, несравненно меньше - в лыжном и пешеходном.

С учетом показателей продолжительности и протяженности отнесение походов к различным категориям сложности производится сравнением их с эталонными маршрутами Перечня классифицированных туристских маршрутов (в дальнейшем - перечня). Этот перечень регулярно, раз в четыре года, одновременно с Единой всесоюзной спортивной классификацией (ЕВСК) пересматривается, в него вносятся накопившиеся сведения и изменения.

Виды туризма и характеристики походов
Категории сложности походов I II III IV V
Продолжительность походов в днях (не менее) 6 8 10 13 16
Протяженность походов в километрах (не менее):
пешеходных 130 160 190 220 250
лыжных 130 160 200 250 300
горных 100 120 140 150 160
водных (на гребных судах и плотах) 150 175 200 225 250
велосипедных 250 400 600 800 100
на мотоциклах 1000 1500 2000 2500 3000
на автомашинах 1500 2000 2500 3000 3500
спелеотуризм (количество пещер) 5 4-5 1-2 1-2 1

Характер и разнообразие естественных препятствий, их техническая сложность в различных районах страны разные. Имеющаяся на сегодня информация позволила, с некоторой степенью условности, установить максимальные категории сложности походов для всех видов туризма в каждом районе.

Туристские спортивные походы не должны, как это подчас бывает, проводиться только ради преодоления препятствий (техника ради техники). В таких походах выхолащивается идея путешествия, которая подменяется узкой спортивной целью. Искусственное нанизывание препятствий приводит к потере туристской специфики, Вырождению путешествия в плохое подобие таких, например, самостоятельных видов спорта, как альпинизм и водный слалом.

Туризм нечто большее, чем комплекс физических упражнений. В отличие от большинства видов спорта он имеет несравненно большее содержание: расширение кругозора путешественника при знакомстве с новыми местами и людьми, воздействие на него многообразной природы, активное взаимодействие коллектива людей в борьбе с трудностями и собственными недостатками, автономные действия группы в малоосвоенных и ненаселенных районах, воспитание самостоятельности, инициативы, решительности и самообладания при неожиданных стечениях обстоятельств.

Сохраняя спортивный характер походов (значительные скорости передвижения, ограничение по времени, преодоление естественных препятствий, сознательное уклонение от посторонней помощи и др.), классификация ориентирует на естественно и логично построенные маршруты.

Логичность маршрута складывается из нескольких понятий. В идеальном виде это непрерывный маршрут без (или с минимальным количеством) радиальных выходов и с равномерным распределением физической, технической и психологической нагрузок и естественных препятствий. Он предусматривает максимальное знакомство с районом путешествия.

Непрерывность маршрута - обязательный элемент, без которого резко снижается физическое и психологическое напряжение похода. Разрывом маршрута считается не вызванное крайней необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование внутримаршрутного транспорта. В виде исключения и только если это вызвано необходимостью, может быть допущен кратковременный разрыв маршрута с использованием транспорта в пределах данного туристского района. В основном пользоваться транспортом приходится водникам и спелеотуристам, которые в одном походе проходят несколько рек или пещер.

Продолжительность похода установлена разрядными требованиями, исходя из минимального времени в днях, необходимого для прохождения маршрута подготовленной группой. Увеличение продолжительности может быть оправдано большей протяженностью маршрута, большим числом и сложностью естественных препятствий. Добавляются также дни на разведки и на случай непогоды. Количество дневок должно укладываться в пределы 20% общей продолжительности похода.

Спортивность туризма заключается не в скорости прохождения маршрута. Если группа «бежит» в походе, не оглядываясь по сторонам, не осмысливая пройденного и того, что предстоит пройти, то теряется смысл путешествия. Если, например, группа в горах проходит лавиноопасные и камнепадные участки в неподходящее для этого время, вместо того чтобы подождать, то ее «спортивность» не только сомнительна, но и опасна. И опасна не только для нее, но и для других групп. Создается прецедент быстрого и, если повезет, безаварийного прохождения таких участков маршрута в неподходящее для этого время.